Член избирательной комиссии, главный специалист регионального исполкома партии «Единая Россия» Роман Амплеев на выборах в Законодательное собрание Забайкальского края был самым активным ньюсмейкером. Его комментарии требовались всем СМИ, освещавшим ход предвыборной борьбы. В преддверии 1 марта Амплеев готовится к серьёзной работе. За время часового интервью моему собеседнику звонили не менее 10 раз.

- Чем выборы, которые состоятся 1 марта в Чите, будут отличаться от предыдущих?

- В этот день в Забайкалье пройдёт ряд выборов. Самые интересные, безусловно, состоятся в Чите – это выборы мэра и депутатов гордумы. Главное отличие этих выборов от предыдущих – увеличение срока полномочий думы и мэра до пяти лет. Количество депутатов в гордуме сократится на одного человека, 15 депутатов будут выбраны по единому общемуниципальному списку и 15 депутатов – по одномандатным избирательным округам.

Также как и на предыдущих выборах – 12 октября – отменён порог явки. Но мы видим, что на выборы приходит довольно много народа – в выборах депутатов Законодательного собрания края участвовало 45% граждан. Думаю, что и на предстоящих выборах явка будет не меньше. Глава города избирается на пять лет – это серьёзный шаг. И кроме этого, политические партии и сами кандидаты постараются провести работу, чтобы обеспечить явку.

В борьбе за места в городском парламенте участвуют всего четыре партии – «Единая Россия», «Справедливая Россия», КПРФ и ЛДПР – этим партиям не нужно было собирать подписи или вносить залог, так как они представлены в Госдуме и находятся в привилегированном положении. Хотя на местных выборах участников могло быть гораздо больше – помимо 14 политических партий своих кандидатов могли выдвинуть 35 общественных объединений регионального уровня. Таким образом, вместо 49 потенциальных участников избирательного процесса свои права использовали всего четыре партии.

Окончательный список мы узнаем не позднее 24 января – после регистрации всех кандидатов. В предварительных списках много молодых людей 70-80-х годов рождения - во власти началась смена поколений. В списках есть как новые в политике люди, так и известные забайкальцам. Некоторые из кандидатов будут работать «паровозом» – этого никто не скрывает.

- Как вы в целом относитесь к отмене порога явки избирателей?

- Положительно. Я думаю, что не должно возникать такой ситуации, когда избирателей загоняют на участки. Вся система избирательных комиссий занимается повышением явки. Во-первых, избиратели должны знать элементарные вещи – когда будут выборы, кого будут избирать, полномочия выбираемых органов. Тогда у народа появится желание участвовать в голосовании. Во-вторых, кандидаты тоже должны приложить усилия, чтобы привлечь избирателей.

Хочется отметить, что выборы в нашей стране всё-таки свободные, а установление порога явки для признания итогов выборов не совсем правильно. Гражданин сам должен определить – хочет ли он голосовать. Если человек не идёт на выборы, то он может чем-то аргументировать своё нежелание – либо он никому не верит, либо наоборот – его всё устраивает. 100% явки не было даже в Советском Союзе – это всё ерунда. Никогда не будет такой явки. А если избирательные комиссии, СМИ, кандидаты и партии будут нормально работать с людьми, то интерес к выборам повысится.

- Вы говорите, что 100% явки не может быть, однако в некоторых регионах такой процент был достигнут и даже превышен. Как это можно объяснить?

- Если учесть, что Чечня – регион неспокойный, то это вполне закономерное явление. Дело в том, что списки избирателей составляются на 1 января и 1 июля каждого года. В начале года может быть зарегистрировано определённое количество избирателей, через три месяца в регион переезжают переселенцы, беженцы и регистрируются по месту временного пребывания и получают возможность голосовать. Конечно, отчёт о 105% проголосовавших вызывает смех, но в этом нет ничего противозаконного. В нашем регионе такого быть не может. По статистике видно, что большой процент явки зарегистрирован именно в неспокойных регионах.

- А как вы относитесь к практике использования «паровозов» в избирательных списках?

- Закон не запрещает кандидату возглавлять список, а затем отказываться от места. Такие действия нормальны в том случае, если кандидаты сразу предупреждают, что откажутся от мандатов. Но плохо, если люди до последнего говорят о своём желании работать в думе. На выборах в Госдуму Владимир Путин и Сергей Миронов не скрывали того, что они не станут занимать места в парламенте. Хотя, с другой стороны, я думаю, что это не совсем неправильно. Мандаты должны получать именно те люди, которые стояли в списке. Так как люди ставили галочки напротив их фамилий.

Деление по национальному признаку разрушает государство

- В 2007-2008 годах в Забайкалье прошла череда выборов разного уровня – от референдума до выборов президента. Какие из них, по вашему мнению, являлись самыми интересными?

- Весьма значимым был референдум по объединению Агинского округа и Читинской области в Забайкальский край. Отличие референдума от выборов заключается в существовании 50% явки избирателей. Поэтому нужно отметить работу избирательных комиссий. Было создано 10-15 инициативных групп участников референдума, которые занимались агитацией и проделали огромную работу.

По поводу результатов референдума возникало множество разговоров. Однако никаких заявлений ни в прокуратуру, ни в избирательные комиссии не поступало. Если бы были конкретные случаи нарушения законодательства, можно было сделать какие-то выводы. Однако, как юрист, я считаю, что если человек не написал заявление, не поставил свою подпись, то нет предмета разговора.

Допустим, что человека заставили прийти на избирательный участок, но право выбора всё-таки было – в кабинках за избирателями никто не подсматривал. По референдуму я знаю, что никого не наказали, никого не уволили и более того – никто не проверял явку избирателей. Референдум – это очень важное государственное мероприятие. Поэтому и появляются руководители, готовые показать своё рвение, чинопочитание, допускающие перегибы. На самом деле нужно просто объяснять людям суть выборов, и они поддержат кандидатов. Перед референдумом я провёл много встреч, на которых разъяснял порядок голосования.

- А в чём, по-вашему, заключается важность объединения двух субъектов федерации?

- В первую очередь, это укрепление обороноспособности и безопасности страны. Потому, что деление государства по национальному признаку – это вечное противостояние. Могут найтись политические силы, которые воспользуются этим противостоянием в свою пользу. По этой причине распался СССР, республики которого делились по национальному признаку. Признак должен быть один – гражданство России, независимо от места проживания, цвета кожи, языка и национальности. Всё остальное должно быть одинаковым – права, обязанности, уважение. Не должно быть в стране субъектов по национальному признаку.

Смена партии – не смена гражданства

- Как вы оцениваете сохранение практики выборов по одномандатным округам на уровне края. Было бы полезным возвращение такой практики на федеральный уровень – при выборах в Госдуму?

- В такой системе выборов было много ошибок. Кандидаты от одних партий могли вступить в другие парламентские фракции или вовсе поменять партийный билет. Это плохо! Возможно, кандидат получил голоса только по той причине, что он позиционировал себя как беспартийного и независимого. Но как только он прошёл в думу, сразу вступил во фракцию, принял чьи-то убеждения, начал принимать решения, идущие вразрез с мнением голосовавших за него людей. В этом ведь кроется обман. Кроме этого, выборы в Госдуму на одномандатных округах провоцировали очень сильное влияние административного ресурса. Объяснялось это тем, что главы регионов хотели иметь своих представителей в парламенте.

На региональном уровне существующая система эффективнее. Будет хорошо, если она останется и даст возможность людям баллотироваться по одномандатным округам и представлять их интересы. А в муниципалитетах логично отдать половину мест в думе партиям и половину – одномандатным округам.

- Политическую карьеру вы начинали в ЛДПР, а затем перешли в «Единую Россию». Как вы можете это объяснить?

- Очень просто. В ЛДПР я состоял длительное время и не смог реализовать всего своего потенциала. Поэтому я решил уйти. Была даже такая ситуация – меня исключили, потом я восстановился и после этого ушёл сам. В рядах ЛДПР я провёл 11 лет. В «Единой России» я тружусь с октября 2006 года и нахожу применение своим способностям. Думаю, что здесь я максимально раскроюсь как профессионал.

- А как прошла смена политических взглядов, или они не особо расходятся?

- В принципе, политические убеждения во многом схожи у всех партий. Ничего особого нет. Если бы я поменял место жительства, гражданство – это был бы другой вопрос. А идеи политиков во многом схожи – сильное государство, социальные гарантии, в центре внимания – человек.

- Могли бы вы вступить в более радикальную партию, чтобы реализовать себя?

- Нет, я не сторонник радикализма. Считаю, что всё должно иметь свою периодичность. А радикальность делает общество нестабильным. Сегодня сформированы одни устои, завтра они сломаны, и в обществе действуют другие принципы. А человек должен чувствовать постоянство – в отношении себя, своих интересов, собственности. Потому что если все вокруг заявляют, что частная собственность – это плохо, то ты не сможешь быть спокойным, если у тебя есть квартира. До 1917 года человек владел имуществом, а потом пришли революционеры и всё отняли. Получается, что не имеет смысла работать, наживать имущество, если в один момент всё можно потерять.

Когда я был моложе, нечто радикальное во взглядах присутствовало. Но практика подсказывает, что у молодых это очень быстро проходит. А какая-то часть общества всегда будет радикально настроена. В любой стране есть некоторый процент людей, ополчённых против любой власти. Они всегда и всех будут ругать – демократов, коммунистов.

Популярность «Единой России» – не устоявшийся процесс

- Считаете ли вы эффективной политическую систему, в которой полностью доминирует одна партия?

- Сегодня на выборах «Единая Россия» получила большой процент голосов, но пройдёт четыре года, и он, возможно, уменьшится. Может быть, возникнут другие политические силы. Как я уже говорил, сейчас во власти идёт обновление элиты – старые кадры уходят по возрастным причинам. Поэтому сегодняшняя популярность «Единой России» - не устоявшийся процесс. Например, 12 октября на выборах в думу города Вышний Волочёк Тверской области первое место с 31,5% заняла ЛДПР, обойдя «Единую Россию» на 1,5%. Значит, в местном отделении партии нашли грамотных людей, за которых народ голосовал.

- Как вы оцениваете инициативу президента о выдвижении кандидата на пост губернатора, партией, правящей в регионе?

- Вполне нормально. Люди выбирали партию, чтобы она могла влиять на происходящее. В этом случае партия несёт за всё полную ответственность. В каком-то смысле для партии это не совсем хорошо, так как в случае прокола отвечать придётся не только перед избирателями, но и перед оппозицией. Все чрезвычайные ситуации будут связывать с правящей партией.

- В 2005 году депутата городской Думы Читы Алексея Гуськова признали виновным в разбое, совершённом организованной группой и незаконном хранении оружия. Как проверяются и проверяются ли кандидаты на принадлежность к криминальным структурам?

-В выборах не могут принимать участия люди, в отношении которых есть решение суда, имеющие непогашенную судимость за тяжкое или особо тяжкое преступление и находящиеся в местах лишения свободы. Но если есть оперативная информация, то она не принимается во внимание. Допустим, что у вас есть школьный товарищ – преступный авторитет, и вы периодически с ним встречаетесь. Это же не говорит о вашей причастности к криминальному миру.

Нужно показывать, что ты есть

- В период подготовки к выборам вам как члену избирательной комиссии приходилось круглосуточно контролировать процесс печати бюллетеней, вести подсчёт голосов. Как часто происходили такие ночные дежурства?

- В каждую избирательную комиссию возникали такие ситуации. При подведении итогов приходится находиться на работе до самого конца иногда и по несколько дней. Для меня это нормально. За пять лет работы в избирательных комиссиях разного уровня я привык к такому графику. Когда досконально знаешь весь процесс работы, становится не так сложно. На самом деле, работа избирательной комиссии идёт не только в период выборов. Например, постоянно обновляются списки избирателей – вносятся корректировки по умершим людям, по гражданам, сменившим место жительства. Постоянно проходят мероприятия по повышению политической культуре.

- А как семья относится к вашей работе?

- Семья всегда меня поддерживает, так как родные знают, что я нацелен сделать политическую карьеру. Можно приходить домой в 18.00, отдыхать в субботу и воскресенье, но для того чтобы чего-то добиться, в любой сфере деятельности – в бизнесе, на государственной службе, - везде нужно показывать, кто ты есть, что ты умеешь. Никогда не нужно отказываться от работы, а, наоборот, предлагать себя. Общаясь с молодёжью, я всегда настраиваю на то, что нужно работать, трудиться, добиваться. Говорю – ребята, не смотрите на то, из какой вы семьи, какой у вас доход. Если будете стараться, то можете стать и директором школы, и депутатом, и главой администрации. Всегда привожу пример – думал ли парень из деревни Бутка Свердловской области, что станет первым президентом России. У него был напор, он во всё вникал, мог сутками работать. Только в последние годы он сдал. Но ранние воспоминания о нём – как об энергичном человеке.

Можно сказать то же и о мэре Читы Анатолии Михалёве. Начинал работать слесарем на заводе торгового оборудования, поздно получил высшее образование – только в 44 года. Тем не менее, он закрепился в этой системе.

Популярнейший ньюсмейкер

- В период выборов в Заксобрание вы давали огромное количество комментариев. Как вы чувствовали себя в этот момент?

- Во-первых, я люблю разговаривать с журналистами. Во-вторых, я этого не скрываю, - хочу показать себя с хорошей стороны. Кроме этого, я считаю, что нужно донести смысл выборов до населения, чтобы люди понимали важность мероприятия. Тогда и депутаты, и главы администраций будут серьёзнее относиться к своим обязанностям.

- Можете ли вы чисто теоретически повлиять на исход выборов?

- Как один человек, я не могу этого сделать. Да и вся комиссия тоже не может. Потому что в законе всё расписано, и есть жёсткие санкции для нарушителей избирательного процесса.

- Люди много говорят о грязных технологиях на выборах. А что такое вообще грязь на выборах?

- Есть разные виды грязных технологий, некоторые из них выглядят как вполне пристойные. Например, выставление двойников кандидатов с одинаковой фамилией и именем. Это может быть выпуск и распространение материалов, не соответствующих действительности или ложных прогнозов. Добропорядочного кандидата могут банально оклеветать – назвать убийцей или вором.

Кстати, сейчас подобные технологии применяются всё меньше. Люди не клюют на эту грязь. Десять лет назад это было в порядке вещей. Недавно один депутат показал мне листовку, в которой его называли наркоторговцем, вовлекающим несовершеннолетних в совершение преступлений. На некоторых выборах зарегистрирован подвоз избирателей с вручением продуктовых наборов.

- По слухам, некоторые кандидаты в день выборов и в ночь подсчёта голосов приезжают на избирательные участки и ведут себя не совсем адекватно. Были ли такие факты зарегистрированы официально или это уровень слухов?

- Бывало, что кандидаты присутствуют при подсчёте голосов, и, видя, что проигрывают, ведут себя не совсем адекватно. Но нападений, угроз в отношении сотрудников избирательной комиссии не зарегистрировано.

- А как обычно кандидаты выражают свои эмоции от победы или проигрыша?

- Проигравшие обычно стремятся тихо уехать. Я сам дважды баллотировался в депутаты, и после проигрыша казалось, что на улице на меня все смотрели, зная, что я проиграл. Не хочется видеть кого-либо, отвечать на звонки. Кто-то уезжает на несколько дней, может выпить.

А победители всегда отмечают, готовы поделиться со всеми знакомыми. Но через пару дней радость тоже проходит.

Егор Захаров, городской портал "Чита". Источник: http://www.chita.ru/news/16566/